Часть 24 из 31 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Существуют четыре вида енотов: енотовидная собака, енотовидная куница, собственно енот и енотовидный медведь. Они занимают промежуточное место между ласкоподобными и медведеподобными. Только одна их разновидность — панды — обитают в Гималаях на высоте 2000-4000 метров, все остальные — обитатели американских континентов. Наиболее распространены три основные разновидности: полоскуны, обитающие в Северной Бразилии — от Перу до Мексики и Флориды, собственно еноты на обоих континентах; остроносики — в Южной и Средней Америке, а также в южной части Северной Америки. Еноты живут на деревьях. В Северной Америке чрезвычайно распространен енот-ракоед. Длина его туловища достигает 65 сантиметров, она покрыта обильным, мягким и пушистым мехом. В северных регионах еноты погружаются в трехмесячную спячку. Название «полоскун» было дано, поскольку считалось, что енот имеет обыкновение мыть еду, прежде чем ее съесть. Это ошибочное предположение. Енот попросту охотится на раков, моллюсков, жаб, рыбу и потому его можно часто видеть, погрузившим лапы в воду в поисках добычи. Кроме этого, енот питается плодами, каштанами, кукурузными початками, птицами, яйцами, которые даже не пытается погрузить в воду.
15
Открытые Внутренние равнины Северной Америки — это территория резкого столкновения холодного арктического воздуха с севера Канады с жарким тропическим воздухом Мексиканского залива. Холодные, сильные, ледяные ветры часто переходят в близзарды, или снежные бури. И наоборот, весной и летом с юга сюда приходят тропические циклоны с сильным ветром (торнадо).
16
Индейцы, как и большинство первобытных народов, относились к снам и видениям, как к действительности. Они считали, что душа спящего покидает тело и во время блуждания в потустороннем мире общается с внеземными существами. Сны и видения оказывали решающее влияние на поступки индейцев и играли огромную роль в их жизни. Они тесно связывались с религиозными верованиями. Родители внушали детям с ранних лет, что успех в жизни, славу, авторитет и богатство обретают только с помощью видений, во время которых можно получить указания, как жить, и благословение Великого Духа. Индейцы, обитающие в лесах (чиппева и виннебаго) учили этому детей с семи лет. Индейцы прерий (хидатса) с ранних лет призывали детей к тому, чтобы вызывать видения. Индейцы вызывали видения в специфических условиях, специально создаваемых, которые оказывали на них огромное психологическое воздействие. Ради этого индейцы прерий и лесов одни уходили в уединенные места, где, соблюдая строгий пост, четыре дня молились, обращаясь к Духу-Покровителю за советом, помощью, часто занимаясь при этом самоистязанием. В минуты огромного психологического напряжения и физической слабости действительность в их разгоряченном воображении мешалась с иллюзиями. За видения индейцы принимали не только бред, но и звуки, знаки, предметы или животных. Значение видений объяснял шаман. Каждый индеец жаждал видений, а когда не мог пережить их сам, то выкупал часть его видений.
17
Орел — большая, хищная птица с длиной туловища до 80 сантиметров и размахом крыльев до 2 метров. Живет в Европе, Северной Америке, Северной Азии. Некоторые индейцы предоставляли своим воинам право носить определенное количество орлиных перьев, как награду за героические поступки. Орел окружен легендами. Он попал в гербы многих городов и государств (Византийской империи, Австрийской монархии, Немецкого королевства и империи, Великого Княжества Московского, царской России, Сербии, Югославии, США, Мексики, Польши и других).
18
В различных регионах Северной Америки разные индейские племена вели свой образ жизни, говорили на своих языках, по-своему строили дома. Алгонкины на северо-восточной окраине лесов жили в конусо— или куполообразных хижинах, называемых на алгонкинском языке вигвамами. Они были неудобны для перемещения; их строили на продолжительный период времени в одном месте. Вигвам состоял из бревенчатого каркаса, который покрывался кусками коры или матами из камышей. Ирокезы (нынешние штаты Нью-Йорк, Пенсильвания и Огайо) жили в компактных поселках, окружаемых деревянной изгородью. Их дома, называемые лонг хауз (длинный дом), предназначались для нескольких семей. Это были длинные, до 30 метров, прямоугольные сооружения с куполообразными или двускатными крышами, где оставляли отверстия для выхода дыма. Внутри, посреди дома, пылали костры, по одному на семью. Каркасы домов были деревянными, их покрывали матами. И наоборот, на юго-востоке, во Флориде, семинолы жили в открытых с боков платформах, установленных на деревянных сваях и закрытых сверху двускатной крышей. На западе от Миссисипи, в прериях жили оседлые племена, занимающиеся земледелием и охотой на бизонов. Эти индейцы строили дома без окон, которые представляли собой овальные, куполообразные хижины с каркасом из бревен, покрытых толстым слоем земли. Охотясь на бизонов, они использовали легко переносимые типи (tepee на языке дакотов — «дом») или конусообразные шатры (их каркас состоял из бревен, накрытых шкурами бизонов или полотном). Жители Высоких Равнин — номады, охотящиеся на бизонов, жили исключительно в типи. На севере номады племени наваха строили хоганы («скелет» из бревен, на которые потом укладывалась земля), а апачи — похожие по форме шалаши, выложенные листьями. Пуэблы (от слова pueblo — «народ») вели оседлый образ жизни. Они обитали в городках, где отдельные ярусы домов образовывали террасы, соединенные лестницами. Эти дома они строили из адобе (сушеной глины) или выбивали их в скалах. Копачи — племена юго-запада, за Скалистыми горами, строили примитивные шалаши из кустов шалфея, коры и травы, а индейцы северо-западного побережья, так хорошо известные нам по деревянным истуканам, имевшим характер тотемов, сооружали просторные прямоугольные многосемейные дома. Каркас этих домов состоял из столбов, на которые укладывали доски. На северных окраинах континента эскимосы жили в игло— или куполообразных домах из блоков льда и снега.
19
До того, как испанцы привезли в Америку лошадей, индейцы использовали собак в качестве вьючных животных. Багаж они привязывали прямо на спину собаке или укладывали на палки, которые тянули собаки. Передние концы палок прикрепляли к упряжи на спине животного, в то время как задние волочились сзади, образуя тупой угол, благодаря поперечным палкам, размещенным посредине волокуш, куда и укладывали багаж.
20
Свертки со святыми предметами или амулетами представляли собой пакеты, где индейцы хранили разные предметы, которые считали святыми. На них индейцам указывали духи во время снов или видений. Эти свертки могли быть собственностью всего племени или группы людей. Но ими мог владеть и один человек, и тогда их опускали в могилу вместе с ушедшим из жизни владельцем или передавали от отца к сыну. Со святыми свертками были связаны особые ритуалы и церемонии.
21
Чиппева были третьим по величине индейским племенем в Северной Америке. Они жили на территориях, принадлежащих нынче штатам Миннесота, Монтана, Северная Дакота и Висконсин в США, провинциям Онтарио, Манитоба и Северо-Западным землям в Канаде. Они представляли часть большой группы индейцев, прибывших с востока, а потом разделившихся на чиппева, оттава и патаватоми, создав свободную конфедерацию, известную как Общество Трех Костров. Во время миграции на запад чиппева прокладывали себе дорогу вдоль берегов Верхнего озера и дошли до его западных границ. Благодаря огнестрельному оружию, полученному от французов в XVIII веке, они после кровопролитных сражений вытеснили дакотов из района, примыкающего к озеру Миль Лак, и осели в северной Миннесоте и в южной Манитобе до Черепаховых гор. В XIX веке их заключили в резервацию по обе стороны границ США и Канады, на территориях, где они давно обитали. В 1650 году численность чиппева составляла около 35 тысяч человек, а в 1950 году — 50 тысяч. Благодаря своей многочисленности и широкому распространению чиппева стали одним из самых популярных индейских племен, описываемых литераторами. Их популяризировал Генри М. Скулкрафт. На основе его материалов Генри Лонгфеллоу (Генри Уодсворт, родившийся в 1807 году и скончавшийся в 1882 году), знаменитый американский поэт, создал поэму «Песнь о Гайавате». Это эпос, в основе которого лежат история и легенды чиппева. В центре поэмы — полулегендарный вождь-полубог Манабозо, которого Лонгфеллоу, непонятно почему, назвал именем ирокезского политика и реформатора «Гайавата».
22
Надевейсив — маленькая змея. Это алгонкинское название дакотов, что в широком понимании означает «враги». Французские колонисты переиначили это трудное для выговора слово на «надевейсиу». Так возникло популярное среди белых название «сиу». Чиппева называли дакотов также «аб-боин-уг» («поджариватели») из-за их обычая пытать пленных. По той же самой причине индейцы юта называли их «рукорубами», а кроу, апачи, каддо и команчи — «убийцами» и «горлорезами». На известном языке знаков слово «дакота» выражалось движением ладони, будто перерезывающей горло. Сами дакоты называли себя «дакота», что означало «союзник». На диалекте санти дакотов это название произносилось как «дакота», джанктон дакотов — «накота», а тетон дакотов — «лакота».
23
Ах'мик — на языке чиппева — «бобр».
24
Скальп — кусок кожи с волосами, снятый с головы убитого врага.
25
Снятие скальпа — это остаток когда-то широко распространенного на земле обычая добывать военный трофей в виде головы. Считалось, что голова была обиталищем человеческой души, содержавшей магические силы, как при жизни человека, так и после его смерти. Эти силы воин, добывший скальп, мог использовать для блага своего племени или рода. Кроме культово-магического значения, скальп у некоторых народов служил доказательством мужества и отваги. Одни племена Северной Америки культивировали обычай добывать трофей в виде человеческой головы, другие — скальпа. Но очень много индейских племен не практиковало ни того, ни другого. Они даже не знали этого обычая. Сперва скальпы снимали только индейцы, обитающие в лесах на восточной части континента, — гуроны, ирокезы, чокта, чикта и семинолы. У индейцев прерии только тетон дакоты и индейцы кри считали скальп важнейшим военным трофеем. Однако позднее колонисты из Европы приложили много сил для широкого распространения обычая снимать скальп. Ради того, чтобы поскорее уничтожить индейцев, они платили за скальпы, натравливая одни племена на другие, а после того, как началась война между английскими, французскими и испанскими колонистами — за скальпы белых противников. Тогда скальпировали и белые, и индейцы. Причем белые изготавливали для этой цели специальные ножи. Следует заметить, что до появления европейцев индейцы редко отправлялись в военные походы для добычи скальпов. В основном цель этих походов, в котором участвовало ограниченное число воинов (до нескольких десятков человек), состояла в том, чтобы украсть лошадей, захватить добычу, пленных или завоевать славу. Когда доходило до сражения, наибольшую славу воину приносило прикосновение к противнику невооруженной рукой и успешный отход, а не убийство или скальпирование. Нынче охотники за человеческими головами живут еще в Средней и Южной Африке, на юго-востоке Азии и на островах Меланезии.
26
На языке чиппева «миш'ва вак» означает «красный кедр», а «нах'хак» — «медведь».
27
book-ads2