Часть 10 из 45 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
– Спасибо. Квеври – глиняные кувшины, издавна употребляемые в Грузии для брожения и хранения вина. Напоминают амфору, но без ручек, объем от обычного кувшина до сосуда на несколько сотен литров. Ягоды винограда обычно помещали в чан-давильню, сделанную из цельного выдолбленного ствола большого дерева, похожую на корыто, и давили ногами. Так не повреждаются косточки, которые придают вину горечь. Сок по желобам стекал в квеври. Частенько вместе с виноградом закладывали и гребни виноградных гроздей. Квеври закапывали в землю по самую горловину. Во время активного брожения шапка мезги, это кожица, косточки и гребни винограда, поднимается к горловине, а когда процесс завершается – опускается на дно. Тогда квеври запечатываются: закрываются крышкой и замазываются глиной. До весны. Результат зависит от температуры грунта. От региона, в котором делают вино, зависит расстояние между квеври и глубина, на которую их закапывают. Этот погреб, как ты видишь, достаточно глубокий. Чтобы закрыть большие поры и облегчить мытье, внутренние стенки квеври смазывали пчелиным воском. Так делают сухое вино высокого качества, которое лично я предпочитаю всем остальным. Полусладкое и игристое вино в квеври не хранят. Сладкое тоже производится другим способом. Это отдельная история.
– «Лилит» здесь? – в упор спросила Инна.
– Нет, – усмехнулся в темноте Золотарев. – Илиа сказал, что это музей. А действующий винный погреб не так глубоко. И, кстати, не так близко.
– Почему?
– Ты меня спрашиваешь? У хозяев этого шато полно тайн. «Лилит» – одна из них. Туристов водят на экскурсию в настоящий грузинский марани, потом наверху наливают вино якобы из квеври. Которое заранее приносят в кувшине. Вино охлажденное, янтарного цвета и отменного качества, со всеми положенными ароматами. Но кто его на самом деле делает и где? Это для меня до сих пор загадка. Как и Зубаридзе.
– Так все вина в Грузии делаются? В квеври?
Золотарев рассмеялся:
– Ты себе представляешь масштабы производства? И какая возня с этими квеври?
– Конечно! – Инна на минуточку представила, как спускается в огромный темный кувшин, рискуя потерять сознание от винных паров, чтобы его помыть, и затрясла головой: – Кошмар!
– Что кошмар? – резко обернулся к ней Золотарев.
– Все это… Я хотела сказать, что повсюду, куда ни приедешь – сплошные туристические аттракционы. Как этот марани. А настоящего ничего нет.
– Время безжалостно, – сурово сказал Золотарев. – Часто случаются природные катаклизмы. Тем более в горах. Ты хотела съездить на винзавод в Шуми? Там тоже есть музей. Он гораздо больше, там хватает света, чтобы сделать качественные фотоснимки. Тебе предложат дегустацию, покажут виноградник и мать-лозу. Но обрати внимание на металлические цистерны через дорогу. Вот это и есть настоящее производство. Металл гораздо легче отмывается, не говоря уже об объемах. К сожалению, технологии изготовления вина в квеври сейчас вымирают, мастеров становится все меньше. Как и настоящего вина, сделанного по этой технологии.
– Зубаридзе – подвижник или шарлатан?
– Вот это я и приехал выяснить, – легко сказал Игорь. – Только на мини-заводах и в таких вот домашних винодельческих хозяйствах сохранились настоящие грузинские вина. Вина из квеври. Увы! Теперь это больше элемент декора. Квеври используют для украшения ресторанов, а не по прямому назначению. Не замерзла? – вдруг спросил он.
– Нет. Мне интересно. Анна такое не говорила.
– Это твоя сомелье?
– Да.
– Небось, восхваляла уникальность вин, которые ты дегустировала, – усмехнулся Золотарев. – Осталось ли в наше время хоть что-то святое? Все думают только о деньгах и не считаются ни с чем, лишь бы получить прибыль.
– Кто бы говорил!
– А ты что, хорошо меня знаешь? – Он в упор посмотрел на Инну.
В свете тусклой лампочки его глаза были желтые, как у волка, и такие же хищные. Ей вдруг стало страшно. Инна невольно отступила назад, к лестнице.
– Ты купишь у Зубаридзе его вино? – замирая, спросила она.
«Лилит» была тайной. Что-то здесь, в шато, происходило. Такое же жуткое, как и взгляд у Золотарева, когда он смотрел на торчащие из земли горловины квеври. Как кривящийся в беззвучном крике рот Тамары. Как ночной разговор двух женщин, в котором прозвучало слово «убийство». Как паучьи пальцы Зубаридзе, не знавшие покоя.
– Я думаю, – серьезно сказал Золотарев, – его «Саперави», «Ркацетели» и «Алазанскую долину» точно не куплю. Крупный винзавод даст мне хорошие скидки. И это вино для обычного магазина, в ресторане ему не место. А я приехал по зову «Лилит». Ну? – вдруг требовательно спросил он. – Ты будешь снимать или будешь стоять?
– Здесь так темно!
– Я тебе посвечу. – Он высоко поднял фонарик.
И тогда Инна увидела много интересных вещей. Надколотые и помятые сосуды, глиняные и медные, старый пресс для винограда, чугунные утюги на углях, ряды пыльных бутылок, лежащих горизонтально в приваленных к каменным стенам шкафах, дубовые бочки… Она принюхалась:
– Бочки-то, похоже, полные?
– Да! В них чача! – весело сказал Золотарев.
– И квеври есть запечатанные.
– Пыль веков, не более, – небрежно сказал Игорь.
– Ой, а такой утюг на углях был в доме у моей бабушки! Он тяжеленный!
– Гладить белье им не пробовала?
– Если честно, было, – смутилась Инна. – Когда был обрыв на линии и надолго выключился свет. Не смогла, – виновато сказала она. – Ума не приложу, как они это делали, наши предки?
– Ну, что, все сняла? – вдруг заторопил ее Золотарев.
Инна послушно направилась к лестнице. Игорь помог ей нащупать в темноте первую ступеньку. Машинально она оперлась на его руку, споткнулась и вдруг ощутила его сильное плечо. Они стояли почти в обнимку в темноте. Пахло чачей, голова кружилась. Инне не хотелось отсюда уходить. Игорь тоже стоял, не двигаясь.
И вдруг наверху послышались голоса, потом шаги. Кто-то подошел к лестнице, чтобы спуститься в винный погреб.
– Пусти! – громко сказала Инна и рванулась наверх.
– Да кто тебя держит? – сказал ей вслед Золотарев.
Наверху, куда Инна вылетела, как пробка из бутылки, стояли двое, мужчина и женщина.
– Вы на экскурсию? – Инна почувствовала, как пылают ее щеки. – Спускайтесь, там свободно.
– Доунт андэстэнд, – с сильным акцентом сказал мужчина с голым, как показалось Инне, лицом почти без бровей и ресниц и большими залысинами на яйцеобразной голове.
«Немцы», – сообразила она, но вдруг поймала на себе любопытный взгляд женщины. Она была намного моложе своего спутника, красивая, но не вызывающе, а нежной трепетной красотой первоцвета, хотя ей было около тридцати. Она, без сомнения, слышала сцену внизу, и взгляд у нее был насмешливый. Когда поднялся Золотарев, они с немкой обменялись понимающими взглядами.
«Да она же прекрасно все поняла! – догадалась Инна. – Господи, куда я попала?! Грузины не грузины, немцы не немцы. А бабушка и внучка? Тоже поддельные?»
Ей стало не по себе.
– Бокал вина? – с усмешкой предложил Золотарев.
«Если я не выпью, то сойду с ума», – подумала Инна и кивнула. Они с Игорем направились к бару, а немцы торжественно, как показалось Инне, стали спускаться в погреб…
…«Завтра я уеду отсюда», – думала она, собираясь на ужин. Чувства были противоречивыми. С одной стороны, облегчение. Ну их всех с их загадками. Особенно Тамару с ее настороженным взглядом и кривящимся ртом. И эти две странные женщины, которые ночью говорили о каком-то убийстве. Инна больше не общалась ни с бабушкой и внучкой, ни с подругами Аллой и Татьяной. Видела их мельком, идя с обеда под руку с Золотаревым.
Она слегка захмелела и невольно к нему прижималась.
– Рановато начинает пьянствовать женщина, – сказала у нее за спиной Алла. Громко, так, чтобы слышал Золотарев. – Что вечером-то будет?
Инна остановилась, чтобы достойно ответить нахалке, но Игорь сжал ее предплечье:
– Спокойно. У тебя еще будет время отыграться.
«Что он имеет в виду?» – вяло подумала она и прижалась к нему крепче, назло Алле. Показалось вдруг, что это ее голос Инна слышала ночью в саду. Такой же противный.
Золотарев довел ее до двери во флигель и ушел. Сказал, что по делам. У него был вид гончей, взявшей след. Интересно, какого зверя Игорь собирается затравить? Ложась на кровать, чтобы немного отдохнуть, Инна услышала шум мотора. Кто-то уехал. Золотарев? За обедом он обещал, что повозит ее по интересным местам Кахетии, сопровождая экскурсии рассказом о достопримечательностях.
Инна подремала, переваривая обед, потом долго писала. Фото из марани, как она и предполагала, вышли неудачными. Но она все равно набросала очередную статью.
Теперь она собиралась на званый ужин. И чувства ее были противоречивыми. Потому что ей здесь нравилось. В отличие от тбилисского бутик-отеля, где Инна остановилась, здесь была свобода, огромный сад, виноградники, горы, река… На каменные джунгли Инна и в Москве насмотрелась. И на метро. Даже неохота туда спускаться, будучи на отдыхе. Ехать за границу, чтобы изучить местное метро? Сомнительное удовольствие! Тбилиси же был не настолько большим, чтобы на осмотр его достопримечательностей надо было потратить неделю. Разве что Мтацминда осталась неохваченной. О чем Инна думала с сожалением.
Но зато здесь у нее была хорошая компания: Золотарев. Общение с интересными людьми, такими, как он и Зубаридзе. И полно загадок. Тбилиси же загадкой не был, о нем кто только не написал. Статьями о Грузинской столице блог не раскрутишь, в туристической нише огромная конкуренция. А надо искать свое. Это-то и держало Инну в шато у Зубаридзе. Она предчувствовала сенсацию.
Сегодня за ужином Инна решила блеснуть. Хватит терпеть насмешки господина ресторатора! Хорошо, что куда бы она ни поехала, у нее всегда было с собой нарядное платье. Собираясь в шато к Зубаридзе, Инна на всякий случай затолкала его в дорожную сумку. Вот и пригодилось платье! По ее просьбе улыбающаяся Нина принесла утюг и гладильную доску. Что до обуви, современная мода демократична. Платье в сочетании с кедами – это нормально. Тем более что кеды у Инны были гламурные: со стразами и серебристой каймой по низу. Так что гармония вечернего наряда не будет нарушена. Платье было черное с серебром. Инна знала, что типаж у нее «холодный», в соответствии с этим и подбирала гардероб. Женщина-зима. Когда они с Гошей еще были в нормальных отношениях и Инна хотела ему понравиться, она ходила на консультацию к стилисту, просила совета насчет одежды: что носить, какой фасон предпочтительнее для ее фигуры, на какие цвета обратить внимание, как правильно подобрать помаду и тени.
Брак сохранить это не помогло, но зато теперь она умела выглядеть презентабельно. Сейчас Инне это пригодилось.
Она потратила на то, чтобы одеться к ужину, почти час, но не пожалела об этом. Из зеркала на нее смотрела ухоженная женщина средних лет в черном приталенном платье с боковым разрезом, отороченным серебряной каймой. Оно стройнило, а серебряные серьги, похожие на каскады, зрительно удлиняли шею. Инна собрала свои длинные волосы в хвост, полностью открыв уши. Они у нее были маленькие, аккуратные, молочно-розовые, похожие на морские раковины. Гоша Грошев говаривал, что редкая женщина может похвастаться красивыми ушами, а вот его жене повезло. «Тоже мне, знаток!» – хмыкала она, но ушки при возможности открывала, зачесывая волосы наверх или собирая их в хвост, и покупала красивую бижутерию.
Серьги почти касались ее открытых плеч, на шее красовалась тонкая серебряная цепочка с оригинальным кулоном. Обсидиан с цирконием, который блестел обманчиво, но ярко. Пойди догадайся, что это не бриллианты!
Единственное, чего у Инны с собой не было, это духов. Поэтому вечерний наряд казался ей незавершенным. Но Золотарева она все равно поразит. Вместо бездомной кошки он увидит породистого перса. Или загадочного сфинкса, поскольку Инна в гладком, пусть и черном платье, но зато ее ушки… Ах, эти ушки! Гроза мужчин!
Она фыркнула, в самом деле, как кошка. Глаза лукаво блеснули.
Инна посмотрела на часы: пора! На этот раз она решила опоздать. Вечер длинный, спешить некуда. Инна накинула на плечи куртку, которую рассчитывала снять, едва войдет в холл. Она всерьез полагала, что будет на этом ужине звездой. Но когда она вошла в красную гостиную, то обомлела.
Вот тогда ей и пришла в голову та же мысль, что разбудила ее поутру:
«Сегодня случится что-то ужасное».
Глава 6
book-ads2