Часть 10 из 40 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Вероятно, вы замечали, что люди совершают движения глазами когда думают. Эти движения не случайны, глаза не вращаются в своих впадинах просто так под действием гравитации. У всех этих движений есть свой смысл. Они называются "глазными сигналами доступа" и представляют собой еще одно проявление тесной связи тела и разума. НЛП предполагает, что большинство людей смотрит вверх или расфокусирует свой взгляд, чтобы представить себе внутреннюю картинку, а смотрит по сторонам, чтобы прислушаться к внутренним звукам. Многие смотрят вниз вправо, чтобы получить доступ к своим ощущениям, и вниз влево, чтобы послушать свой внутренний диалог. У некоторых людей эти привычные движения меняются местами: они смотрят вниз влево для ощущений и вниз вправо для разговора с самим собой.
Глазные сигналы доступа имеют практическую ценность, и подробное их описание можно найти в других книгах по НЛП. Поэкспериментируйте с ними, они помогут вам лучше видеть, слышать и ощущать внутри себя.
СУБМОДАЛЬНОСТИ
Все те различия, которые мы обнаруживаем во внешнем мире с помощью своих органов чувств, мы можем найти и во внутреннем мире. Различия во внутренних картинках, звуках и ощущениях называются субмодальностями. Это качественные характеристики нашего внутреннего мира, мельчайшие кирпичики, из которых строится наш опыт.
Цвет и движение являются примерами визуальных субмодальностей — две характеристики внутренних картинок. Громкость и направление являются примерами аудиальных субмодальностей, а температура и давление — это кинестетические субмодальности.
Ниже приведен список наиболее распространенных субмодальных различий.
Визуальные субмодальности
ассоциированный (вижу своими собственными глазами) или диссоциированный (вижу себя в картинке)
цветной или черно-белый
в рамке или без границы
глубина (плоский или объемный)
местоположение (например, справа или слева, вверху или внизу)
расстояние (далеко или близко от вас расположена картинка)
яркость
контрастность
резкость (размытый или сфокусированный)
подвижность (фильм или слайд)
скорость (быстрее или медленнее, чем обычно)
количество (разделенный экран или составной образ)
размер
Аудиальные субмодальности
стерео или моно
слова или звуки
громкость (громко или тихо)
тон (резкий или мягкий)
тембр (окраска звука)
местоположение источника звука (далекий или близкий)
расстояние до источника звука
длительность (короткий или длительный звук)
непрерывный или прерывистый
темп (быстрее или медленнее обычного)
отчетливость (отчетливый или приглушенный)
Кинестетические субмодальности
местоположение
интенсивность
давление (сильное или слабое)
размер
текстура (гладкий или шершавый)
тяжесть (легкий или тяжелый)
температура
продолжительность
форма.
Субмодальности — это способ кодирования опыта. Все наши воспоминания, надежды, убеждения и опасения имеют субмодальную структуру. Если мы изменим субмодальности, мы изменим структуру своего опыта и вместе с ней его смысл. А когда изменится смысл, наши внутренние реакции тоже изменятся.
Вспомните картинку приятного переживания. Обратите внимание на цвет, яркость и место в пространстве. Теперь посмотрите на картинку неприятного переживания. Многие люди видят более темные и замедленные картинки, расположенные немного в другом месте. А какие различия заметили вы?
Мы начали эту книгу с примера субмодальных различий между понятиями "здоровье" и "быть здоровым".
Субмодальности предоставляют вам возможность управлять своим внутренним опытом. Это еще один способ увеличения вашей гибкости на пути к здоровью.
ЛИНИЯ ВРЕМЕНИ
Говоря о времени, мы используем очень богатый набор субмодальных выражений. Мы говорим "туманное и далекое прошлое", "впереди нас ждет огромное будущее", "обернись на прошлое и посмейся" и "время остановилось". Что бы ни представляло собой время в действительности, мы думаем о нем, используя пространственные представления.
Как вы организуете время у себя в голове, умудряясь при этом отличать прошлые воспоминания от надежд на будущее? Как вы узнаете, что какое-то событие произошло вчера, а не пять дней назад? Вы просто оформляете их разными субмодальностями.
Подумайте о прошлом событии. Определите то направление, в котором, по вашему мнению, оно возникло. Подумайте о каких-нибудь планах на будущее. Где возникли эти образы? Вообразите себе линию, которая связывает прошлое с будущим. Это и есть ваша линия времени.
У многих людей образы прошлых событий находятся слева, настоящее -прямо перед ними, а будущее уходит вправо. Эта линия получила название "сквозь время". Другие прошлое воспринимают позади себя, будущее перед собой, а сами находятся в настоящем. Это называется "вдоль по времени".
Линии времени удивительны. В качестве инструмента терапии они имеют самые разнообразные применения. Для здоровья очень важно уметь видеть будущее, которое устремляет вас вперед. Насколько далеко распространяется ваше представление о будущем и насколько привлекательным оно выглядит? Работа с временной линией очень важна для серьезно больных пациентов, потому что надежда возникает из- способности "видеть" будущее и наводить порядок в прошлом.
book-ads2