Часть 1 из 19 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Меррил Биил
Я БОЛЬШЕ НЕ СТАНУ СРАЖАТЬСЯ
ВОЖДЬ ЖОЗЕФ И ВОЙНА ПРОТКНУТЫХ НОСОВ
перевод – А.Ю.Нефёдов (Ветер)
Существует множество различных предположений по поводу происхождения индейской расы. Ученые, теологи, философы предлагали самые разные объяснения, но ни одно из них не может считаться в достаточной степени удовлетворительным. Физические черты индейцев, примеры творений их культуры, легенды и традиции дают нам весьма обширную информацию, но всё-таки мы знаем еще слишком мало. У нас есть лишь наши теории и наша вера. Исследуя Америку, европейцы повсюду натыкались на местные племена. Они расселялись в соответствии с имевшимися жизненными ресурсами местности. Переселились ли народы в Америку из Азии в действительности или нет, не известно, но все свидетельства бесспорно указывают на то, что континент был заселен людьми с незапамятных времен.
Очевидно, что глубокая древность Проткнутых Носов совпадает с давним существованием иных народов, с которыми они идентифицировались. Они составляли основную ветвь языковой семьи Шахаптианов, населявших район реки Коламбия. Легенды Проткнутых Носов указывают, что племенные территориальные претензии на населяемые ими земли весьма давние.
Проткнутые Носы общаются на языке Шахаптиан (Shahaptian), который очень близок к языкам Уматилов, Уаллауаллов и языку Якимов из штатов Орегон и Вашингтон. Сами они называют себя именами Нимипу, Камуину и Тсутпели, каждое из которых означает «люди». В 1805 году Льюис и Кларк, продвигаясь к Тихому океану, назвали их Чопунишами. Примерно между этой датой и 1835 годом франко-канадские торговцы окрестили одну из ветвей этого племени Nez Perce, что означает «Проткнутые Носы». Индейцы утверждают, что этим именем впервые была названа одна из их торговых делегаций, дошедшая до Сэнт-Луиса в 1831 году. Одним словом, с тех пор за ними утвердилось это ошибочное название.
Биологи и географы сумели доказать, что есть взаимные отношения между наследственностью и окружающей средой. Следовательно, есть необходимость дать основную характеристику этому племени и его родной земле. В основном не существует особых разногласий касательно их внешности. Они были высокими, хорошо сложенными и энергичными. Генерал Ховард сообщал, что они были ростом порядка пяти футов и восьми дюймов, легко сложены и грациозны в движениях. Женщины были на несколько дюймов ниже, их лица всегда светлы и миловидны. Проткнутые Носы отличались умом, ответственностью, самоуверенностью, могли положиться друг на друга. Самоуважение и чувство достоинства воспитывались на вере в духа-охранителя, силу Вйакин (Wyakin). Влияние этого духа давало индейцам направление личного развития и ощущение судьбы.
Льюис дал им такое описание: «Чопуниши (понимай – Nez Perce, то есть Проткнутые Носы) в большинстве своем крепко сложены и очень активны. У них высокие носы, нередко имеющие орлиную форму. Выражение лиц у них обыкновенно доброжелательное.» По характеру своему они были дружелюбными, приятными и склонными к миру. Как охотники и воины они казались непревзойденными, будучи очень ловкими, отважными и благородными. Их понятия о чести и честности были выдающимися. Л.В.Макхортер назвал Проткнутых Носов «нетитулованным дворянством дикого северо-западного края». В 1877 генерал Нельсон Майлс сделал общее заключение: «Они были очень яркими и энергичными индейцами, пожалуй, наиболее умными из всех, которых я встречал. Глядя на них, создавалось впечатление, что они излишне самоуверенны, каждый мужчина был способен рассуждать самостоятельно и был полностью независимым в своих взглядах и намерениях.»
Традиционно Проткнутые Носы обитали в долине Камиа поблизости от развилки реки Чистая Вода (Clear Water River). Оттуда они расходились на север и юг вдоль горной гряды Горький Корень (Bitter Root) и на запад в сторону реки Коламбия.
Охотники племени выработали для себя ряд маршрутов, и одна из наиболее значительных троп тянулась на юг вдоль реки Малой Лососёвой реки (Little Salmon River) к горным лугам, оттуда вниз по реке Вэйзер в район Нижней Змеиной речки (Lower Snake River). Известная Тропа Проткнутых Носов тянулась вдоль утесов, разделяющих Чистую воду и Лососёвую реку, и приводила в буйно заросший район Селвэй; отсюда она поворачивала на восток в сторону горного массива Горький Корень и пролегала вдоль притока реки Горький Корень, который носил название Не-Перс (Nez Perce). Но наиболее важным и известным из трёх главных дорог была Тропа Лоло. От развилки Чистой Воды она шля сразу на восток. Но подробнее этот маршрут будет описан позже.
Климат в стране Проткнутых Носов изменялся в зависимости от высоты конкретной местности над уровнем моря. В основном преобладало влияние Тихого океана. Однако горы Битеррут – Горький Корень, высота которых достигает десяти тысяч футов, а выпадающие осадки – пятидесяти дюймов, заметно отводят холодную погоду. Сбалансированное влияние различных сил природы в этом регионе делают климатические условия весьма благоприятными для всех форм жизни.
Растительность в тех краях красива и богата. Вечнозелёные хвойные деревья, тополя, осины, клёны, берёзы – все они пышно разрастались вверх и вширь. Повсюду в изобилии были ягоды рябины, боярышника, черники. Густая трава покрывала все склоны холмов и особенно сочно зеленела в низинах.
Земля Проткнутых Носов омывалась водами многочисленных рек, в которых в изобилии водилась рыба. С первого взгляда в глаза бросалось, что лосось был в таком огромном количестве, что сразу несколько рек были названы Лососёвыми. Этот изрезанный ручьями край бесконечных долин, прерий и гор представлял собой идеальное место для множества животных, которые бродили здесь в большом количестве. Лоси, олени, горные козлы, антилопы, зайцы, разнообразные пернатые (как высокогорные, так и водоплавающие), а также их извечные враги медведи, волки, лисы, койоты – все они были достойной дичью для индейцев-охотников.
Кроме того, родина Проткнутых Носов представляла собой местность невероятной красоты. Фрэнсис Хайнс попытался так нарисовать великолепие того региона: «С первого дыхания весны и до разгара летнего времени страна Проткнутых Носов была похожа на сияние красок. Небесной синевы анемоны, жёлтые и голубые колокольчики, лазурные и лимонные лупины, густой желтизны подсолнухи и розовые цветочки горького корня…»
При этом нужно иметь в виду, что местным индейцам жилось привольно ещё по той причине, что страна их не была сильно заселена. Исаак И.Стивенс утверждал, что население составляло в 1855 году примерно 3300 человек (это территория в двести квадратных миль). Джонатан Билли Вильямс, индеец из племени Проткнутых Носов, составил подробную карту, на которой указал расположение и названия семидесяти пяти деревень! Места хватало всем, и многочисленные кланы отыскивали себе уголки по вкусу. Районы, занятые группами пяти вождей, которые приняли участие в войне 1877 года, были таковы: Вождь Жозеф – долины Уаллоуа и Имнаха (Орегон), Белая Птица – Лососёвая Река и её притоки, Тухулхулзот – высокогорье между Лососёвой и Змеиной реками, Хаш-хаш-кут – на большом изгибе Змеиной Реки, Зеркало – на среднем притоке Чистой Воды.
Обра з жизни Проткнутых Носов
Положение каждого человека в социальной жизни было значительным. Он никогда не подвергался нажиму с чьей-либо стороны; свобода действий не только предполагалась, но и строго соблюдалась. Семейные узы были крепки. Родственники жили вместе, обучая друг друга и поддерживая во всём. Наиболее выдающиеся мужчины племени иногда имели по много жен, но обычно у воина было две жены. Но как бы то ни было, семья всегда оставалась основой племенной жизни.
Типичным жилищем Проткнутых Носов была палатка конической формы, покрытая тростниковой циновкой. На зиму палатки устанавливались не на ровном месте, а в небольшом углублении. В селениях также встречались и весьма крупные жилища с крышами, поставленными углом, как большинство крыш в европейских деревнях (так называемые длинные дома), предназначенные для нескольких семей, живущих под «одной крышей», или для племенных совещаний. Эти длинные сооружения иногда достигали ста пятидесяти футов в длину, имели внутри несколько очагов и могли вмещать до сотни человек, а то и больше.
Шкуры бизонов служили для тепла и украшения жилищ. Наиболее популярным предметом домашнего пользования была корзина.
Постоянные поселения располагались на берегах рек, и каждая родовая община представляла в общем стойбище самостоятельный лагерь. Некоторые деревни были заселены беспрерывно, но встречались и такие, где индейцы жили только в определённые сезоны. Размеры поселений могли меняться от зимы к зиме. Самым крупным стойбищем, которое зафиксировали исследователи, была деревня с населением в триста человек. Но обычно деревни представляли собой поселения меньших размеров.
Руководящее положение в племени не передавалось по наследству и не было постоянным. В каждой деревне одновременно имелось несколько вождей, один из которых на данный момент признавался действительным лидером. Подняться до положения вождя можно было только в результате проявления своих лучших качеств, после совершения многих подвигов.
Проткнутые Носы всегда одевались с ног до головы, исключение составляло лишь военное время, когда воины сражались обнажёнными. Мужчины носили обычно набедренные повязки, рубахи, ноговицы и накидку или одеяло. Женщины облачались в кожаные длинные платья. Некоторые из них пользовались нижним бельём, сшитым из лыка.
Обеспечение себя едой было заботой всей семьи, но обязанности при этом строго разграничивались. Мужчины занимались охотой на крупных животных, женщины и дети ставили силки на мелких зверей и собирали ягоды и корни.
Наибольшее предпочтение из всех корнеплодов индейцы отдавали луковичному растению под названием камас (bulbaceous camas). Если эти корешки не потреблялись сразу, их высушивали, толкли в порошок, превращая в массу, готовили и оставляли в запасе. Именно от этого растения получили названия многие долины и луга.
Американские индейцы совершенно не знали домашних животных, и причину этого трудно понять. Исключением были собаки, которых в каждой деревне хватало в изобилии. Странным кажется и отсутствие желания в разведении скота, учитывая страсть индейцев к лошадям.
Проткнутые Носы были более других племён богаты несметными табунами, которые заполоняли все долины. Льюис и Кларк были сильно удивлены умением Проткнутых Носов обращаться с лошадьми Они умели кастрировать коней, они добились прекрасных результатов в селекции, они вывели красивую породу, ставшую известной под названием Апалуса. Ранние торговцы часто упоминали об этой крапчатой лошади и называли её «a рalouse horse» (от французского «pelouse», то есть лужайка или пастбище), что трансформировалось, спустя время, в Апалусу.
Похоже, что Проткнутые Носы были единственными из всех индейских племён, кто научился селекции. Они обожали лошадей и восхищались ими. Лошади служили им на охоте, войне, спортивных скачках.
Религия Проткнутых Носов
Говоря о сангвинистическом характере Проткнутых Носов, надо сразу заметить, что «не хлебом единым» жили они. Индейцы были высокоорганизованы в духовном смысле. Религиозные концепции индейцев Плато и их спиритические практики детально разбирались многими учёными.
Предложенная ниже интерпретация их духовных взглядов основана на исследованиях МакВортера, Кэйт Макбет и Свена Лилджелада.
Главным базой религии индейцев Плато было желание каждого индивида получить помощь и силу из мира духов. Успех зависел, согласно их взглядам, от личных контактов с духами, один из которых мог стать охранителем на всю жизнь. Такой контакт достигался посредством снов и видений. Поиски откровений и подготовка к ним начинались в раннем детстве. В возрасте десяти или двенадцати лет каждый ребёнок, будь то мальчик или девочка, отсылался в полном одиночестве в изолированное место, чтобы поститься и не смыкать глаз днём и ночью, пока не приходило видение. Тогда ребёнок видел впервые сверхъестественное существо, которое обещало стать его охранителем, чьих советов он отныне ждал ежечасно.
Специальные танцы проводились в случаях необходимости, но обычно церемониальные пляски были строго распределены по календарю (например, первые распустившиеся цветы, первый пойманный в этом сезоне лосось, первый сбор ягод и т.д.).
Суммируя свои исследования, МакВортер заключает, что Проткнутые Носы верили в бессмертие всех жизненных форм. Отношения каждого человека с духами было глубоко личным. Ключ к таким отношениям был Вйакин. Вйакин мог представлять собой какую-то одну силу или быть целым сочетанием мистических сил, работавших в едином порыве.
Кэйт Макбет наблюдала заметную гибкость во взглядах Проткнутых Носов в отношении понятия честности. «Согласно их мировоззрению, нет никакого греха в том, чтобы в первый раз ответить на заданный вопрос лживо. Совсем немного греха было в том, чтобы солгать во второй раз. Но в третий раз ложь была непростительна. Все понимают это и на всякий случай всегда спрашивают три раза, чтобы наверняка услышать правду. Это уходит корнями к их древним языческим учениям.»
Как правило, добрые отношения между индейцами и белыми людьми не затягивались надолго. Однако добрососедские настроения Проткнутых Носов к белым пришельцам протянулись почти на шестьдесят лет.
Прибытие экспедиции Льюиса и Кларка в страну Проткнутых Носов оказалось важным событием для обоих народов. Уставшие и жаждущие дружбы с местными племенами исследователи появились 20 сентября 1805 года возле Битеррут – Горького Корня. И они нашли друзей. Вождь Спутанные Волосы и его соратники Черный Орел, Илп-Илп, Красный Медведь, Порезанный нос, Сломанная Рука и Говорящий Орел периодически встречались с обоими капитанами, покуда те продвигались по земле Проткнутых Носов, и держали с ними совет. Конечно, языковой барьер был заметной помехой в общении, но его удалось преодолеть, смешивая английские, французские, шошонские слова со словами Проткнутых Носов. Когда экспедиция ушла дальше, белые оставили своих лошадей на сохранение вождю Спутанные Волосы, а на следующий год забрали их назад в отличном состоянии.
Золотоискатели встречают Проткнутых Носов
В конце пятидесятых годов граница золотодобычи стремительно продвигалась на тихоокеанский северо-запад. При поддержке армейских частей, базировавшихся в Уалла Уалла, наступление старателей на земли Проткнутых Носов удалось сдержать, но не остановить навсегда.
Процветающий калифорнийский торговец Элиас Дэвидсон Пирс 20 февраля 1860 год обнаружил в районе Чистой Воды золото. Пирс уже три года занимался торговлей с Проткнутыми Носами и сумел выведать у них, что в регионе имелось золото. Убедившись в этом окончательно, Пирс предложил своим компаньонам начать разработку золотых жил. Однако агент по делам индейцев Кэйн выступил категорически против, заявив, что таковые разработки являются нарушением договора с аборигенами. Он хорошо понимал, что за первыми золотыми шахтами последует хорошо известная Америке золотая лихорадка. Кэйн предложил Не-Персам разместить повсюду своих разведчиков и блокировать дороги, но индейцы не придали особого значения словам агента и остались в резервациях. Разумеется, вскоре они увидели, что такое настоящий наплыв белых людей. К счастью для пришельцев, индейцы оставались в благодушном настроении, полагая, что старатели уйдут, вдоволь намыв и накопав себе жёлтого металла. Увы, они серьёзно заблуждались.
3. Индейские договоры
Известные переговоры 1855 года проходили на правом берегу Мил Крик (Mill Creek) – Мельничного ручья, который является притоком реки Уалла-Уалла. То была прелестная равнина, густо покрытая травой и цветами. 23 мая губернатор Стивенс с доброй сотней помощников и военных расположились лагерем и приготовились к встрече индейцев. Проткнутые Носы в количестве почти двух с половиной тысяч человек появились на следующий день и установили американский флаг посреди своего стойбища. Хал-хал-тлоссот (Законник) был верховным вождем прибывших. Он был из тех дикарей, которые верили американскому правительству, и ориентировал своих последователей на мир и цивилизованное развитие… Затем приехали Каюсы, Якимы, Уматилы и Уалла-Уаллы, возглавляемые Уиах-те-на-тии-ма-ном, Молодым Вождём, Пу-пу-мокс-моксом, Жёлтой Змеёй и Кам-и-ах-каном. В каждом племени была своя иерархия и свои младшие вожди. Среди Проткнутых Носов младшими вождями являлись Зеркало (отец), Пятнистый Орёл, Жозеф (отец), Джеймс, Красный Волк, Тимоти и Орёл Из Света.
В общей сложности прибывших индейцев насчитывалось около пяти тысяч. Ежедневно они по несколько часов проводили на переговорах, затем отправлялись в свою деревню и устраивали спортивные игры и скачки на лошадях.
Дебаты о продаже земле были жаркими, потому что некоторые вожди, например, Жёлтая Змея, высказывали явное недоверие предложениям белых: «Я думаю, что вы хотите прибрать к рукам всю нашу землю… Однажды американцев здесь станет столь же много, сколько травы… Вы полагаете, что покажете мне подарки, и я сразу кинусь хватать их? Вы именно так думаете про вех индейцев. Но подарки и земля – совсем разные вещи.» Более дружелюбный вождь Стичус поднялся, хорошо понимая, что поставлено на карту: «Друзья мои, я хочу, чтобы вы увидели моё сердце. Когда мать дает вам жизнь, нянчиться с вами, выкармливает, взращивает, вы любите её и цените. И вдруг приходит кто-то и забирает куда-то её и продает, и вы остаетесь в одиночестве. Что вы почувствуете? Эта страна – наша мать, мы от нее получаем жизнь.» Зеркало вернулся с охотничьим отрядом, привезя мясо бизонов и поспешил в лагерь, где шли переговоры: «Люди! Что вы сделали? Пока меня не было, вы продали мою землю. Теперь мне даже негде поставить свой дом. Пойдёмте к нашим палаткам, я хочу с вами говорить!»
Переговоры перенесли на другой день. Но гладко они не прошли. Зеркало продолжал настаивать н том, чтобы индейцам было оставлено гораздо больше земли, чем хотели белые. Вождь Законник, будучи сторонником американцев, демонстративно покинул переговоры. Многие вожди заволновались и поспешили высказаться за подписание договора. После долгих споров бумага была подписана. После подписи Законника шла подпись Зеркала, затем – Жозефа, а после – значки других пятидесяти шести вождей.
Однако правительство США не ратифицировало договор 1855 вплоть до 1859 года. В результате денежные продовольственные выплаты не поступали до 1860 года. К тому времени уже прошел слух о золоте, и более десяти тысяч старателей ринулись на земли резервации. Под нажимом вождей индейский агент Джири в сумел договориться, чтобы пришельцы не заходили южнее Чистой Воды. Разумеется, об этом соглашении быстро позабыли. Золотоискатели не только копались в чужой земле, но и угоняли индейский скот.
Напряжение нарастало. Уже в 1861 году несколько обеспокоенных вождей потребовали новых переговоров с правительством, но Законник воспротивился. На следующий год постоянный военный пост был установлен в Лапуай.
book-ads2Перейти к странице: