Часть 52 из 52 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
– Я тоже думал, что тебя больше нет, когда ты упала. – Леонид развернулся к девушке. Протянул руки к носатой маске. И где только мортусы их берут? Из какого-нибудь театра на поверхности? – Знаешь, ты очень храбрая.
Кристина отстранилась, но потом быстро подалась ему навстречу и позволила снять с себя маску.
– Прости, я…
– Вспоминаешь Олега? И что я его убил?
– Вспоминаю Олега. Но ты не виноват. Ты должен был сделать это. Знаешь, я…
Девушка на секунду закусила губу и решительно продолжила:
– Я убила дядю. Бориса. Когда убегала с Выборгской. Он хотел отпустить меня, а я не знала и… в общем, я понимаю, что ты чувствуешь. И не могу винить тебя.
Она взяла ладонь Леонида и коснулась ею своего лица. Чита заскользил пальцами по ее щеке, ощутил на коже влагу, торопливо убрал руку, коснулся крестика у нее на шее.
– Крис, Виктор прав. Мы должны только живым.
Девушка кивнула, потянула руку парня вниз, остановила ее на своем животе. Даже сквозь плащ Леонид ощутил, какой он живой и теплый.
– Я придумала ему имя. Николай.
– Хорошо, – кивнул Чита, – а если девочка?
– Мальчик, я чувствую, – серьезно ответила Кристина. – Ты замечал, что мальчиков сейчас больше рождается?
– Дед говорил, это защитный механизм, так всегда после войны. Или перед войной.
– Вот и я об этом – мальчик родится. Время сейчас такое. Время диггеров.
Май 2020
Послесловие автора
Для большинства жителей большого города метро давно уже является чем-то обыденным и привычным. Удобным средством передвижения, позволяющим максимально быстро и комфортно преодолевать огромные расстояния с минимальными затратами. Я родился и вырос в Санкт-Петербурге, но почему-то так и не привык к метрополитену.
Возможно, дело в том, что я жил в спальном районе и до места учебы добирался наземным транспортом, спускаясь в подземный город лишь изредка, по выходным или в каникулы, отправляясь на экскурсию в центр или в гости к знакомым. То есть для меня поездка в метро всегда была предвкушением праздника, частью радостного события.
В подростковом возрасте мне попался в руки рассказ В. Васильева «Гений подземки». Главный герой рассказа, журналист Глебыч, по воле судьбы ставший «гением подземки», неким духом-покровителем метро, мог влиять своими поступками на реальность Московского метрополитена, создавая новые станции бескорыстными побуждениями или же закрывая станции и перегоны эгоистичными поступками.
«Гений подземки» наконец-то навел в моей голове порядок и разложил все по полочкам. Наши предки щедро населили мир духами-покровителями стихий. В лесу жили лешие, в поле – полевики, в озерах – водяные. У строений тоже были покровители – домовые, овинники. Может, и у метро появились свои покровители?
Метро навсегда стало для меня чем-то большим, частью какого-то грандиозного замысла в огромной картине мироздания. Как оказалось позже, я был прав относительно того, что у метро есть свои покровители, свои «гении подземки».
Таким гением стал Дмитрий Глуховский. Я не смогу рассказать, как на меня повлияла его книга «Метро 2033» – не хватит моего небогатого писательского опыта, чтобы описать, что я чувствовал, погрузившись в мир будущего вместе с Артемом, пройдя с ним бок о бок немало перегонов и станций, встретившись с друзьями и врагами, познав любовь и страх, отвагу и подлость, гнев и раскаяние.
Дмитрий Глуховский принес в Московский метрополитен ничуть не меньше, чем журналист Глебыч, открыв перед читателями «Метро 2033» знакомые станции Московского метрополитена заново. Я как житель Питера даже немного завидовал Москве.
Будто бы услышав меня, следующим гением подземки стал Врочек, который на этот раз взял под свое крыло Петербургский метрополитен. Затем гении стали появляться то тут, то там, каждый раз привнося в мир «Метро» нечто новое.
Выиграв в 2019 году конкурс рассказов «Темные туннели», я не сразу понял, что произошло. Я радовался победе, получил немалый опыт, денежное вознаграждение. И лишь затем сообразил, что также получил шанс стать гением подземки. И я использовал его по максимуму.
Один из главных героев романа – даже не Петербургский метрополитен, а сам город, когда-то бывший Ленинградом, затем сменивший имя, но так и оставшийся революционером и бунтарем, способным не подчиниться чужой воле, а действовать решительно и вопреки.
Барельеф «Восставшие рабочие» на Выборгской; портрет злого Пушкина в школе на поверхности; пушка Петропавловской крепости, не перестающая стрелять каждый полдень, будто бы и не ведающая о Катастрофе; памятник Карлу и Эмилии – все это столь же значимые элементы сюжета, как и характеры героев или их внутренние конфликты.
Хочется поблагодарить очень многих. Дмитрия Глуховского – за то, что он открыл потрясающую серию «Вселенная Метро 2033», редактора Анну Калинкину, под чьим руководством был написан этот роман. Тебя, мой читатель – за то, что не бросил столь неблагодарное и трудное для человека XXI века занятие. Но прежде всего хочется поблагодарить Питер – город, который никогда не сдастся.
* * *
notes
Примечания
1
Пархоменко С. В. (Серега). «Манькина свадьба».
2
Харитонов В. «Мой адрес – Советский Союз».
3
Диггеры переделали текст В. Котова «Марш высотников».
book-ads2Перейти к странице: