Часть 43 из 62 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
— Я успел всё провести, Ярослав. Чисто, никаких «тёмных пятен». Обыкновенная законопослушная гражданка… — ответил Рено.
Из здания не доносилось ни звука, и лишь ветер слегка гонял небрежно разбросанные по полу листы бумаги.
— Подвальные помещения, первые и последние этажи контролируются нашими силами. — Перов изящным движением поправил очки. — Тряпочник находится где-то в середине здания и мастерски использует вентиляционную систему для перемещения. Ориентироваться надо на те этажи, в которых есть переход в типографию. Будь осторожен: она автоматизирована и до сих пор продолжает печатать, выключить её экстренно не успели. Сотрудники издательства утверждают, что преступник вёл себя достаточно неадекватно, словно бешеная обезьяна, не сколько пытался ранить или убить других людей, сколько крушил имущество организации. Он был сильно на взводе и постоянно выкрикивал какой-то малопонятный бред, связанный с обидой на книгоделов.
— Тут что-то не так, товарищ майор, — в разум Ярослава закрался скепсис. — Тряпочник всегда максимально сдержан и абсолютно хладнокровен. Каждый раз он придумывает новый способ убийства, связанный с основной деятельностью жертвы. Учительницу — указкой, машиниста — поездом, революционера — винтовкой. Он уже спускался из вентиляции и наносил смертельную рану в шею каким-то непонятным устройством, которое, скорее всего, нелегально попало в нашу страну благодаря какому-то из нечистых на руку таможенников. Почему он решил повториться и обнаружиться на глазах у всех?
— В любом случае ты должен захватить этого типа живьём, как это приказал тебе Боровиков. Мы могли бы быстро выкурить его спецсредствами нашего отдела и запустить внутрь СОБР, но с девяностопроцентной вероятностью выйдет так, что спецназу придётся ликвидировать его. Поэтому попытайся, снаружи мы будем тебе оказывать всеобъемлющую поддержку. На всё про всё тебе полчаса. Если не сможешь его поймать и обезвредить за это время, то в дело пойдёт «тяжёлая артиллерия». Удачи!
Автоматические двери «Полудня» бесшумно разъехались в стороны, приглашая Ярослава внутрь просторного холла. За десять минут до приезда Коломина свет в здании частично пропал. Там, где исчезло электричество, сработали слабые резервные источники питания, отчего значительная внутренняя часть здания пребывала в полумраке. Звёзды на вечернем небе виднелись сквозь прозрачный полусферический купол на крыше. Время от времени запрограммированные роботы голосами разных полов через динамики продолжали передавать различную информацию. Когда они замолкали, моментально повисала напряжённая тишина.
На параллельных стенах холла висели афиши с анонсами новых книг, словно с фильмами в кинотеатре, а не издательстве.
«„Ужас Цереры“. Вдохновляясь литературой Лавкравта и кинематографом Карпентера».
«„Рухард: звёзды и пыль“. Лауреат премии „Небула“. Идеальный подарок поклонникам Станислава Лема к Новому году. Дата выхода на русском языке — декабрь!»
«Полное собрание сочинений И. А. Бродского. Впервые в СССР!»
«Молодость Рухарда».
«Рэй Бредбери, добрый волшебник лета. Полное собрание сочинений — впервые в истории на русском языке!»
«Фридрих Ницше: конфигурация сверхчеловека».
«Космодесантник Рухард и ИИ „Сатирикон“».
«Эрих Мария Ремарк. „Время жить и время умирать“ — новое издание в бархатном переплёте».
«Бессмертный У. Шекспир. „Трагедии и комедии: собрание сочинений в одном томе“. Два языка — английский и русский — на одной странице при помощи технологии „Switch-and-read“. Великолепное сочетание традиций переплётного оформления и современных технологий. Особенности технологии „Switch-and-read“ подробнее на www.midday22century.su/switch-and-read и www.switch-and-read.com».
«„Природа среднерусской полосы, интерактивное издание, расширенное и дополненное“. Раздел „Фауна“ комментирует Н. Дроздов».
«Мы ждали этого, и она вышла! Издательство „Полдень, XXIIвек“ представляет: „Ветра зимы“ Джорджа Р. Р. Мартина! Нет, это не пранк, всё действительно по-настоящему».
«Микеланджело Антониони: фотограф и режиссёр».
«Единственная академическая монография по истории Второй мировой войны. Точные научные методы в превосходном сочетании с великолепным стилем изложения! Блестящий и ГЕНиальный автор в представлении не нуждается. Внимание: первый тираж ограничен и, вероятно, будет раскуплен в первые дни! Советуем оформлять предзаказ».
«Моника Витти: дама-судьба».
«С. С. Моськина. „Андрей Рублёв: как проявляется истинно русская духовность“».
«„Психолого-религиозная философия“ — сборник лучших афоризмов от А. Н. Следствовича. Прописью: лучших!»
«А. С. Пушкин. Собрание сочинений в грандиозном переплёте в стиле ампир».
«Электронная литература. Самомнение авторов чудовищное, осведомлённость читателей нулевая».
«Большая советская энциклопедия: новое издание с комментариями».
«Даже интересно, что в наше цифровое время кто-то продолжает приобретать „традиционные“ книги и читать их, а само издательство держится на плаву и продолжает получать неплохую прибыль», — мимоходом подумал Ярослав.
Тем временем за стойкой регистрации засел отряд милицейского спецназа. Бойцы готовы были встретить особо опасного преступника по всем правилам ближнего контакта.
— Ждём только вашей команды, капитан, — тихо сказал главный СОБРовец, держа на прицеле ближайший перекрёсток.
— Товарищ капитан, это Секунда, — в наушнике «Гекаты» раздался голос уже знакомого нам оператора дрона. — Я вижу вас на радаре и буду максимально «просвечивать» этажи, на которые вы будете подниматься.
— Спасибо, друг, — с этими словами Ярослав вызвал лифт и приготовил пистолет. Перед входом в его кабину сказал: — Всем: я начну с восьмого этажа.
В лифте заиграла лёгкая лирическая музыка, будто из фильма Марлена Хуциева. «Издательство „Полдень, XII век“ было основано в 1965 г. под влиянием творчества Аркадия Натановича и Бориса Натановича Стругацких группой энтузиастов при поддержке Министерства культуры РСФСР, — в динамиках раздался приятный автоматический голос. — На своей заре издательство занималось изданием лучших произведений из жанра научной фантастики. Спустя двадцать семь лет „Полдень, XII век“ является одним из крупнейших в Советском Союзе вертикально интегрированных книгоиздательских холдингов. В настоящий момент читателям представлен многогранный спектр литературы самых разных жанров: от классики до документальной прозы. Произведения, издаваемые „Полуднем“, вы можете найти в любом книжном магазине нашей необъятной родины. Подробнее на www.midday22century.su. Ждём вас снова!»
Двери раскрылись, и взору Ярослава предстал мрачный тёмный коридор, освещаемый горизонтальными надпольными лампами аварийного освещения. Честно, лучшую иллюминацию давали лампочки лифта, двери которого вот-вот готовились закрыться, чтобы оставить Коломина наедине с необычайно опасным человеком. Неужели вот он, момент истины? Капитан знал, что поймает преступника, но почему-то обстоятельства сложились слишком просто, слишком буднично. Почему талантливый неуловимый убийца попал впросак и дал загнать себя в ловушку? Быть может, это опять являлось частью его очередного коварного замысла?
Ярослав неспешно прошёлся по коридору и толкнул приоткрытую дверь недалеко от перекрестка. Именно в этом офисе Красный тряпочник напал на редактора Крылову.
— Товарищ капитан, вижу вас на экране, — доложил Секунда, чей дрон завис снаружи за окном.
Показав беспилотнику жест «ОК», Коломин зашёл в помещение и внимательно осмотрелся. Крылова, распластавшись, застыла на полу. За очками в остекленевших глазах навсегда застыл испуг. Капитан глянул наверх: решётка вентиляции оказалась сбита и лежала рядом с женщиной. Само отверстие зияло опасной чернотой.
Вспышка. Ночь. Красный тряпочник точит нож, сидя прямо в вентиляции. Забрался заранее ещё на выходных, когда в издательстве практически никого не было. Он время от времени подрагивает, его потрясывает, чего обычно за ним не наблюдалось.
Вспышка. Тряпочник ждёт, пока в офисе соберётся побольше народа, проверяет заранее закрепленный трос. Вспышка. Дальше произошло всё в точности в то, что описывали свидетели: внезапное жестокое убийство, паника, переполох, беспорядок, возникший вследствие в спешке убегающей толпы. Преступник убегает прятаться в глубину здания, воспользовавшись суматохой. Вспышка.
— Всем: я перехожу на соседний этаж, — доложил по рации Ярослав. Здесь ему ловить больше было нечего.
— Не желаете ли кофе? — вдруг в темноте достаточно зловеще раздалось за спиной. — Эспрессо, капучино, латте, лунго.
Прищурившись, но не испугавшись, Коломин оглянулся. На пороге мирно завис в воздухе летающий робот-секретарь. Его одинокий зелёный глаз превосходно выделялся изумрудом на фоне вечерне-угольного интерьера.
— В иной раз, — со скепсисом поморщившись, Ярослав вышел в коридор и выбежал на пожарную лестницу. Он трусцой пересёк два марша и вошёл на девятый этаж.
Здесь, в отличие от предыдущего этажа, вовсю ярко горел свет. Следов недавней паники особо не было видно — больше создавалось ощущение типичных офисов, покинутых сотрудниками после окончания рабочего дня. Ярослав вновь двинулся к перекрёстку, внимательно смотря сквозь стеклянные стены, не занавешенные жалюзи. Внутренние помещения «Полудня», в котором изготавливали книги, мало чем отличались от Красногвардейского исполкома, где управляли целым московским районом: шкафы, столы, стулья, кресла, бюро, настенные календари и часы, кофемашины, мониторы, ЭВМ, МФУ, чашки, ручки, карандаши, маркеры, линейки, скотчи, степлеры, дыроколы, дипломы, кубки и т. д. Во многих помещениях висели доски с обозначенными на них работниками и их зонами ответственности — системой управления проектами. Часто попадались сигнальные экземпляры новых книг, стоящие на определённом видном месте, или наброски переплётов, готовящихся к отправке в типографию.
Дрон Секунды летал за окном, продолжая сопровождать Ярослава и давать дополнительное освещение своим небольшим прожектором. Время от времени начинались и почти сразу смолкали короткие переговоры сослуживцев на общей радиочастоте. Мнимое спокойствие расплылось и застыло на просторах огромного книжного издательства.
«От меня ты не скроешься…» — Коломин мысленно активировал «Зевс».
Вспышка. Дверь технического помещения слева резко распахнулась, и на Ярослава вылетел человек в капюшоне, готовый замахнуться на стража правопорядка острым ножом. Просвистел режущий удар, Коломин, перекатившись, увернулся и отступил к противоположной стене.
— Ра-та-та-та-та-та!!! — Преступник опасно продолжал размахивать ножом, имитируя направления возможных ударов. — Я Красный тряпочник, ужасайся меня!
— На капитана напали! Повторяю: преступник напал на капитана Коломина! — Секунда заголосил по рации.
— Работаем! — приказал Перов СОБРу.
Ответа вслух не последовало. Зато единым отточенным движением Ярослав резко поднял пистолет и выстрелом одной пули выбил холодное оружие из рук противника, не ранив самого нападавшего.
Гонор преступника спал моментально. Истошно завопив, он тут же рванул прочь от Коломина. С криком «Стой, гад!» Ярослав ринулся за маньяком. Засуетились голоса на общей радиочастоте. Обернувшись через плечо, убийца на ходу опрокинул кулер с водой. Вода фонтаном стала выливаться на гладкий пол, но Коломин перепрыгнул стремительно образующуюся лужу и даже не поскользнулся. Противнику надо было отдать должное: бегать и создавать препятствия на пути умел он точно и быстро.
Следующими под ноги Ярослава полетели бактерицидный облучатель и стеллаж с чистой копировальной бумагой. Взмахнув руками, Коломин с яростью вылетел из разлетающихся во все стороны листов А4. У цели пока получалось вырываться вперёд. Капитан было поднял пистолет, но на перекрёстке преступник резко повернул вправо.
— Товарищ капитан, вижу его на экране. Бежит в типографию! — доложил Секунда по рации.
— Понял! Не стреляйте по нему, я смогу до него добраться! — стараясь не сбить дыхание, ответил Ярослав.
Коломин свернул следом за Тряпочником в переход в типографию, но преступник уже достиг входа в производственные помещения. Обернувшись, он закрыл большие раздвигающиеся двери и запер их со своей стороны. Через круглое стеклянное окошко убийца продолжал смотреть, что предпримет Ярослав.
Маньяк забыл про небольшое отверстие в соседней стене, похожее на то, что располагается в каждом аэропорте для приёма багажа. Через него автоматически подавлялись материалы для книг или непосредственное сами готовые книги. Ещё не до конца понимая, что планирует Ярослав, преступник продолжал в напряжении наблюдать. Когда же он догадался, что страж правопорядка всё равно его достанет, Тряпочник в нервном ужасе снова рванул прочь.
Коломин взлетел на чёрную жёсткую ленту, лёг и буквально нырнул в отверстие в стене. Звуки автоматизированной типографии мгновенно окутали его: непрерывно шелестела лента подачи материалов, стучали тяжёлые прессы, перемещались мощные роботизированные машины. Пахло краской и новой бумагой — типография мало чем отличалась от классического заводского цеха.
Петляя, Тряпочник поднялся на один из прессов, который временно прекратил работу. Стальная громадина массой с половину аэромобиля грозно нависла над ним как Дамоклов меч.
— Стой, сволочь, убьёшься! — крикнул Ярослав своему оппоненту. Тот опасливо обернулся, спрыгнул с платформы и побежал по противоположной стороне. Коломин полез за преступником, и книжный пресс тут же ожил, роковым образом устремляясь прямо вниз. Кувыркнувшись, капитан в последний момент выпал обратно в безопасное пространство и успел избежать верной гибели.
«Соблюдай технику безопасности!» — на плакате, приклеенному к корпусу пресса, улыбался и показывал одобрительный жест Иван Фёдоров, первый русский книгопечатник, нарисованный в стиле старорусского киберпанка.
Останавливаться Красный тряпочник и не думал. Под ноги Ярославу устремилась тумбочка на колёсах с ремонтными рабочими принадлежностями и стеллаж с частью тиража новой литературы. Коломина чуть не завалило каким-то сопливым женским фэнтези «Изобретения человечества», якобы победившем на каком-то никому неизвестном конкурсе «Рывок-1987». Отряхнувшись от пары приставших к нему книг, капитан неумолимо продолжил движение в сторону начавшего выдыхаться преступника. Больше швырять под ноги милиционеру было особо нечем. Не обращая внимания на людские баталии, печатное оборудование продолжало производить книги самых разных жанров, размеров, качества бумаги и переплётов. Тряпочник вбежал по небольшой железной лесенке, но дверь перед ним оказалась закрыта, и к тому же за ней быстро появился вооружённый до зубов СОБР.
— Товарищ капитан, можем ранить его в руку! — предложил один из бойцов.
— Отставить! — махнул рукой Коломин. — Он мой!
Отчаянно взвыв, убийца пробежал вдоль стеллажей с напечатанными тиражами, схватил небольшой железный контейнер и со всей силы бросил его в широкое вертикальное окно. Оно с трудом разбилось на одном участке, и криминальный элемент вступил на узковатый металлический с круглыми дырочками по всей площади. Холодный осенний ветер проник внутрь типографии, разгоняя несколько химически неестественный воздух внутри.
— Преступник пытается куда-то вылезти из окна. Скорее всего, метит в пожарную лестницу, — доложил Секунда.
— Разобьёшься, баран, стой! — Ярослав крикнул преследуемому. Тот, конечно, не послушался и скакнул куда-то наружу. Раздался одиночный стук по металлу.
— Допрыгнул до пожарной лестницы. Лезет куда-то вверх в сторону технических коробов и шахт, — снова скорректировал оператор дрона.
Не медля ни секунды и стараясь не порезаться, Коломин пригнул шею от опасно нависшего разбитого стекла, разогнался на карнизе и прыгнул в пропасть над Звёздным бульваром. Стоящие внизу милиционеры, спасатели, репортёры и зеваки разом охнули. Ещё в скачке Ярослав зацепился руками за ограждение пролёта пожарной лестницы, но ноги его роковым образом соскочили и повисли над бездной. Сжав челюсти и напрягши всё тело, Коломин подтянулся, преодолел ограждение и забрался на пролёт. Наблюдателям снаружи на земле оставалось лишь перевести дух.
Ярослав оказался на крыше-площадке между двумя корпусами издательства. Тряпочник ковырялся с очередным затвором, очень похожими на двери лифта. Внезапно он добился своей цели и раскрыл створ, две составные части которого должны были в нормальных обстоятельствах разъезжаться в стороны автоматически. Теперь за преступником зияла чернота глубокой железобетонной шахты.
— Тебе не выиграть эту гонку с Красным тряпочником, капитан! — помахав рукой, преступник спрыгнул в шахту. Казалось, что через несколько секунд он куда-то вниз и разобьётся, однако в следующие мгновения гогочущий преступник понёсся на крыше лифта вверх.
book-ads2