Часть 32 из 60 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Тамара ошиблась. Она поняла это уже через час после того, как Айзек привез ее на реку.
Сначала она не понимала, что делать — никому до нее не было дела. Айзек привез ее и тут же куда-то уехал. Тамара несколько часов просидела под навесом, изредка пытаясь с кем-то заговорить. Ей никто не отвечал. Все вроде были чем-то заняты, но Тамара видела, что люди стараются не шуметь и постоянно тянутся к наушникам — наверное, что-то подслушивали. Тамара подслушивать не могла, потому что у нее не было доступа к местным сетям.
В конце концов Марш посоветовала ей сесть в лодку и плыть выше по реке, к какой-то лаборатории, но лодка заглохла метрах в десяти от платформ. Тамара молча наблюдала за тем, как люди мечутся, орут, перебрасывают между платформами какие-то свертки, а потом снова орут, потому что свертки взрываются прямо в полете.
Может, так и надо? Может, тут так принято? Тамара бы не удивилась.
У нее не было лекарств, не было ни жидкого фильтра, ни маски, ни перчаток, только прозрачный розовый платок, расшитый белыми бусинами. Он был красивый, но совсем не защищал от солнца. Лодка лениво качалась на волнах, на голову лился раскаленный воздух. Лучше бы осталась под навесом.
А в ее палате сейчас прохладно и темно. Дафна сказала бы принять лекарства и выпить стакан воды. Стакан воды. Лекарства. Что-то взрывается. Играет музыка, противная, навязчивая, играет и никак не заткнется.
Хотелось умыться, намочить платок — наверно, тогда стало бы легче, но Тамара боялась нефильтрованной речной воды. И солнца боялась тоже, и так нехорошо нарастало тепло, разлившееся по плечам и крыльям носа, и все, все было нехорошо.
Не надо было идти с Айзеком. Дура.
Она легла на дно лодки. Попробовала заползти под сидение. Поворочалась, прижав пульсирующий висок к влажному дну. Стало немного легче, но через несколько секунд пришла тошнота.
— Аве, Арто… — наконец позвала она.
— Ты еще здесь?! — выплюнул динамик. — Тебе же дали ключ от лаборатории.
— Лодка заглохла…
— Почему сразу меня не позвала?!
— Я думала, ты знаешь.
— Откуда бы? — искренне удивилась Марш.
Сквозь усталость и тошноту вдруг прорвалась злость — странная, холодная и синяя. Тамара успела забыть, что умеет так злиться.
— У тебя больше одного глаза и больше одних мозгов! — выкрикнула она в мертвый транслятор. — И тебе не обязательно таращиться только на то, что тебя волнует, можно иногда поглядывать — ну так, просто из интереса — на тех, кто тебя установил и сделал основным помощником!
Тамара испугалась этих слов раньше, чем договорила, но ей удалось закончить, и даже голос у нее не дрогнул.
Наверное, Марш сейчас разозлится. Скажет ей какую-нибудь гадость и вообще больше никогда не поможет.
«Жалость-то какая», — злость неожиданно прокралась и в мысли. Тамара вдруг поняла, что ей это нравится.
А Марш молчала.
— Посиди еще немного, я сейчас за тобой пришлю, — наконец сказала она.
Тамара поморщилась и закрыла глаза. Наверняка придется торчать здесь до вечера. Или добраться до платформы вплавь? Посмотреть, что там взрывается.
Вплавь. По грязной воде с кучей примесей. По воде, которой она платок боялась намочить.
По воде.
Тамара не заметила, как уснула, и во сне она видела песок, похожий на чешуйки ржавчины. До самого горизонта. И между чешуек то и дело блестело серебро изогнутых игл. Тамара собирала их — набивала карманы, прикалывала к воротнику и рукавам, но игл было слишком много. И тогда она понесла их в руках. Несла куда-то к горизонту, к рыжему солнцу над ржавым песком, потому что там ее ждал папа, и иглы нужно обязательно отдать ему.Все сильнее ломило спину, ныли расцарапанные ладони и запястья, по ключицам текла кровь — рыжая и горячая — пачкая белую блузку, а Тамара все собирала, собирала иголки. И уже не ждала, что они когда-нибудь закончатся. И что отец заберет их.
…
Рихард собирался вернуться домой к утру. Мужиком, который метался по платформе оказался его новый работодатель, и Рихард точно знал, что больше ни одного совета Марш не послушает и никаких манипуляций со своим профилем этому полоумному проводить не позволит. Он достаточно проработал с людьми, чтобы с одного взгляда определять, с кем можно выходить за рамки закона, а с кем оставаться под защитой системы. Дафна была не умнее Аби, и все же Рихард верил ей больше, чем Полю Волански. Он успел подключиться к микрофонам и послушать его переговоры с Марш. Нет, с этим человеком определенно не стоило иметь никаких дел. Говорил он неправильно, не те слова и в голосе у него нет-нет, да появлялся не то хрип, не то треск — что-то похожее на голос Марш Арто, той, настоящей, да к тому же молодой и зеленоволосой, из «Сада-за-оградой».
Конечно, в его профиле, который Рихард изучил, прежде чем сюда ехать, ничего такого не было. И даже в нелегальном профиле, который он, конечно же, тоже изучил, не было. Вот как полезно заводить личные знакомства, сразу понимаешь, кого следует послать.
Всех, всех следует послать.
Оставалось дождаться продажи билетов. Рихард на платформах оставаться не захотел, и Айзек — прежде чем сбежать вслед за Хэтти — отдал ему лодку, чтобы добраться до пустой лаборатории. А в лодку не забыл закинуть девчонку, у которой, судя по симптомам, случился тепловой удар. И Дафна почему-то молчала. Если бы Рихарду нужна была еще одна причина не работать у Волански, ребенок в обмороке и с отметкой о ментальных расстройствах в профиле вполне бы подошел.
Теперь Рихард сидел на огромном кожаном диване, с которого снял шуршащую серебристую пленку — такой же он закрыл мебель дома — пил чай, заваренный из прессованной таблетки — Дафна причитала, что в нем слишком много кофеина — смотрел на мертвые экраны — такие же, как в его старом кабинете, то есть безнадежно устаревшие для местных — и слушал, как девчонку тошнит в туалете за стенкой. Ему было хорошо и спокойно, потому что теперь-то все было на своих местах. Сентиментальная слабость, которой он поддался не иначе как от скуки, ушла. Все шло как должно — вокруг бардак, кого-то рвет, что-то сгорело, а к нему это не имеет вообще никакого отношения.
— Вы чай пьете?
Девочка выглядела плохо. Бледная, лицо в красных пятнах. Она стояла, обрывая бусины с прозрачного платка, а потом бросала их на пол. По ее взгляду, по движениям, даже по тому, как она задала вопрос, Рихард чувствовал, что девочка нестабильна. В «Саду» провела бы не меньше года.
Рихард решил, что лучше, если она чем-нибудь займется. Пришлось вставать, искать вторую чашку и наливать в нее чай.
— Он горячий, — поморщилась она. — И на вкус как будто землю заварили.
Вдруг — совсем некстати — вспомнилась Бесси. Ей бы чай понравился, пусть он и правда напоминал землю.
— Пить горячее на жаре полезно.
Она молча взяла чашку и села напротив, прямо на пыльный пол. Вот и хорошо, теперь нужно заставить ее рисовать на пыли картинки-ассоциации и дальше игнорировать ее существование. По крайней мере, в «Саду» Рихард так и делал.
— Я Тамара Франг. Я сюда за папой приехала.
Он надеялся, что ошибся, и это недоразумение вовсе не дочь Клавдия Франга. Но давно стоило смириться с тем, что надежды редко оправдывались.
— Меня зовут Рихард Гершелл.
— Это вы убили Марш?
— Ее убило общественное одобрение, — равнодушно ответил Рихард.
А потом ощутил укол неожиданного раздражения — он прошел программу лучшего университета Младшего сегмента, блок с ачивками за профессиональные достижения в его профиле пришлось бы листать вручную минут пятнадцать, люди вроде Леопольда Вассера получали зарплаты и надбавки не потому что были такими чудесными профессионалами и идейными цветочками, а потому что он, Рихард Гершелл, всю жизнь рассказывал нужным людям, какие они чудесные профессионалы и идейные цветочки. И все для того чтобы всякие ссыкухи из благополучных городов называли его человеком, который кого-то там убил.
— Ага, а воскресили вы ее потому что вам совсем не плевать, кого там общественное одобрение убило, — угрюмо ответила Тамара.
Интересно, когда за девочкой придет ее папаша? Рихард столько времени потратил, подсовывая Клавдию виртуальных призраков, вымогающих деньги, новостные сюжеты и социальную рекламу про эмоциональную депривацию детей в приютах. Все расчеты Рихарда основывались на том, что Клавдий нервный и любит дочь. И хорошо бы нервному поторопиться.
— Что сделать, чтобы общество меня не одобряло, пока вы рядом?
— Сидеть молча.
И она действительно замолчала. Сидела, обрывая бусины с платка. Бросала на пол — короткий стук, шорох катящегося пластикового шарика, несколько секунд тишины.
В конце концов Рихарду надоело это слушать. У Волански явно были занятия поинтереснее, чем давать ему какие-то пароли — впрочем, он уже решил, что ничего брать не станет — Марш снова забыла, что она теперь виртуальный помощник, и самозабвенно выясняла отношения с Полем, нервный Клавдий задерживался, а продажа билетов все еще не открылась. И Рихард надел очки и сбежал в сеть, к уютным и простым новостям о теракте.
На стенде горели зеленые обновления — алгоритмы уже подобрали выступления по его последним запросам.
Палата Берхарда Колдера опустела. Изображение было статично, а над кроватью горело предупреждение, что эта страница будет удалена через несколько часов как утратившая актуальность.
У кровати стояла вычурная серебряная ваза с огромным букетом белых хризантем. Рихард поморщился и провел рукой над вазой, перелистывая изображение. Вместо хризантем — венок из бордовых роз.Нужно было уходить. Смотреть, что делает и говорит Колдер после выписки, что рассказывает о взрыве. Но почему-то Рихард стоял и перелистывал изображения букетов и виртуального барахла, которое оставляли посетители. Ему не нравилось такое наслоение — в конвентах перед удалением можно было оставить один визуализированный посторонний предмет, и каждый следующий букет, каждая следующая открытка или сертификат прикреплялись к прошлому. Словно мертвеца хоронили в чужой могиле. Могила всегда будет носить имя того мертвеца, что лежит сверху.Наконец Рихард остановился. У пустой кровати, ощерившейся в белый потолок стерильно-серебристым ортопедическим матрасом, стояла пачка чая. Черная упаковка с золотым вензелем — такие продавали в лавочках среднего сегмента в Младшем Эддаберге. Марш перед смертью купила Леопольду целый контейнер с такими пачками.
Рихард чувствовал, куда идет эта история. Чувствовал безошибочно, безжалостно — нельзя доверять Полю Волански, Марш все больше теряет связь с прошлой собой, и скоро будет так же далека от себя-живой, как та, живая, была далека от собственного аватара в башне-конвенте. Чувствовал, что совершил ошибку, обрек и себя, и Марш повторять свои пути — взрывы, мертвецы, обманутые люди, преданные люди. Чай этот проклятый.
Но это почему-то не пугало, не раздражало, и вообще Рихард мог бы сказать, что ему все равно. Мог бы, если бы не чувствовал — и сейчас, глядя на пачку чая в пустой палате он себе в этом признался — что это именно то, чего он хотел.
Пусть так. И пусть это кончится как угодно — ему хотелось прожить эту историю без вечного страха перед Аби, будущим и общественным одобрением, которого ему может не достаться.
Рихард усмехнулся и отдал команду сменить конвент.
Запись последнего интервью Колдера зеленела медленно растущими рейтингами — не ошеломляюще огромными, но, пожалуй, пугающе высокими. Рихард знал, как работают такие инфоповоды — когда-то ему делали рейтинги пьяные драки, а здесь целый теракт, да еще и есть погибшие дети. Он даже по выставленному свету видел, как старательно сервировали эту новость, и как жадно ее жрали зрители.
Кремово-бежевые стены, черное кресло, подсветка снизу — интимное освещение, подчеркивающее возраст и усталость. Колдер дает интервью сам, не прячась за аватаром, и камеры вьются над ним, словно мухи.
— … для меня это уже не имеет значения, — устало сказал он. — Куда мне это? Я все равно умру…
Рихард остановил запись и вывел на стену анализатор зрительского отклика. Как он и думал, на этих словах шкала рванула вверх. Люди ставили на паузу, всматривались в его лицо, а потом слушали эти слова снова. «Я все равно умру».
Если бы Рихард писал ему сценарий, Берхард Колдер должен был бы сказать именно эти слова.Но анализатор убежденности на спинке кресла горел ровным зеленым светом.
А впрочем, ничего это не значило.
— Я все равно умру. Еще два месяца назад у меня был шанс, но теперь… Мне нужен был доступ к максимальной медицинской страховке. Дафна говорила, что я слишком много работаю, — усмехнулся он. — Видите, — по стенам поползли змеи графиков, лиловые и зеленые, — каждый час переработки стоил мне полутора позиций в медицинском блоке. А десять лет назад я начал принимать стимуляторы. В какой-то момент начал превышать дозу, Дафна мне на это указывала, а я молча ставил галочки в соглашениях — понимаю, принимаю, дайте еще. В профессиональном блоке значения росли, рейтинг рос, мне не на что было жаловаться. Я пять лет назад переехал в новый дом, — Колдер провел ладонью по подлокотнику, а потом закрыл глаза. — Знаете. Дом. В квартире, где я жил последние десять лет вечно заедала система кондиционирования. Я отправлял репорты, ее чинили, но потом она снова глохла. Поэтому я почти все время открывал окна ночью…
Рихард прижал кончики пальцев к щеке, словно у него заболел зуб. Под кожей вздрагивал нарастающий тик.
Окна он десять лет открывал. Надо же.
— … И вот впервые за десять лет ночью я оказался в совершенной тишине. Вентиляция не просто работала, везде были встроены очистители воздуха, ароматизаторы и блоки для насыщения воздуха недостающими элементами. Я знаю, что это полная чушь, много раз говорил, что идея, что можно надышаться кальцием совершенно абсурдна, но когда пространство вокруг настолько… дружелюбно, что пытается сделать полезнее каждый твой вдох… начинаешь верить, что все делаешь правильно. Видите, на аэробную терапию… мне хватало медицинской страховки, а когда Дафна показала…
Рихард быстро промотал момент со снимками и результатами анализов. Он не любил темных пятен чужих болезней. Не хотел думать о собственной страховке.Только вспоминал, как сыто вздрагивали портативные капельницы под рукавами Леопольда. Будто они не лечат, а жрут.
— … я открыл окна. Все окна, и повесил обычные занавески, потому что светопоглощающие экраны оставляли неправильную степень освещения. Я выключил фильтры, чтобы в дом попадала пыль. Мне казалось, что это из-за стерильности развилось… И знаете, я только тогда смог спать спокойно. Под привычный шум. Теперь… поймите, я вовсе не пытался… я не работал для какой-то цели, я так и сплю, как будто у меня не работает вентиляция. Я не спасал Хельгу Соркин, чтобы вы сейчас брали у меня интервью. Я вообще не хотел его давать.
book-ads2