Поиск
×
Поиск по сайту
Часть 4 из 66 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
И если милостыню вы творите, то, радуясь, у нищего просите за вас молиться. Так просите вы больше за себя, чем вы ему монетой воздаете; и думаете о себе скорее, нежели о нем. Однако менее свободен он молитве предаваться. Труды же одухотворяйте, когда хотите, чтоб они во всем согласовались с правосудьем. 7 О, мифов толкователи, зачем вам утверждать, что в них сокрыт лишь ход небесных звезд с законами природы вещественной и бренной? Какое соответствие тогда меж образом и отраженной вещью? Не бесполезно ли искусство аллегорий там, где видим превосходство мы его над собственным предметом? И в случае таком, не перестанет ли аллегория сама собой являться? Увы, тогда она пребудет свойством, что действует прямолинейно. И если бы возвысились вы вдруг к природы действенным началам, то все равно их знание и примененье останется неведомым профану! Но новая превратность возникает: и мифология, и физика извечно пребывали в споре. Чтоб быть доступной, мифология должна, по крайней мере, покоиться на действенных началах естества. Однако физика никак не жаждет постигать начала, желая все создать посредством агрегатов. Но разве есть единство, к которому возможно стало б приобщенье? О, физика и мифология, способны вы взаимно примириться, отбросив всяк свою систему, возвысившись к ступени совершенной: вы обе там смогли найти бы ключ от собственной храмины. Когда же завладеете ключом, используйте его благоразумно. Все искажения восходят к бренному истоку. Все исправленья к чистому источнику ведут. Как без надзора высшего вам применять свои начала? Что делаете вы, ученые невежды, когда живописуете законы нам начал образованья? Из смерти вы составить жизнь стремитесь; и физику вы всю свою берете на погостах. И чем заполнены все ваши кабинеты? Скелеты, трупы, коим тщитесь вы сберечь и форму, и расцветку, хотя животворящее начало оставило их навсегда. И ваша мысль, не говорит она ли, что лучшая та физика, которая начала изучает, оставившие мертвые тела? Но нет, по-прежнему вы бдите разрушительным и мертвым взглядом над каждым из предметов ваших умозаключений. Его вы переносите на равнобедренный прямоугольник, который вы познать искали, поскольку нашли материальные соотношенья между своими результатами и результатами его сторон. Хотя число, соотношенье верное с основой этой мы не получим никогда: когда бы мы познали их, смогли бы духов создавать. И не достаточно ли счесть в двух средоточиях основу, которая бы попыталась соотношенье отразить, что отверзает неиссякаемый источник для ваших слез, для разуменья вашего и удивленья? Но вы свой мертвый взгляд переносили на предмет, располагавшийся пред вами: и взглядом этим вы объяли даже слово. О, высшее и отличительное свойство, для них ты только плод умноженья знаков ощутимых. И языки для них – приспособление простое, вместо того, чтобы экспрессией являться, итогом бытия. И разве они не ищут их происхождение в обычных наших отношеньях? Хоть некогда вещалось этим господам: для сотворенья слова необходимо было слово. Хоть видят способом каким все дети изучают языки, что существует лишь один закон, который задан и отмерен для всяких нужд и возрастных разрядов. Материя, материя, какую пагубную пелену над истиной ты распростерла! Как возрождением вошло в мiр дольний слово, сначала сделавшись доступнее для нас. От семени оно могло лишь возродиться, как всякое растение; необходимым стало, чтобы оно свой собственный зародыш напитало, а тот бы произвел плоды средь человеческого рода. Разрушьтесь, эшафоты ложных знаний, и обратитесь в прах: не сможете сопротивляться вы малейшему началу световому. 8 И разве не лучший способ помощь испросить – направиться самим отважно на место нахождения ее? И не находится ли в действии она, которое питает силу? Велик лишь тот, кто борется, и это единственное средство наслаждение познать. Таков секрет первоначальный: чтобы подняться над невежеством и заблужденьем нашим, необходимо нам преодолеть самих себя. И для того Господь нам посылает испытанья, чтобы молить Его мы обладали правом без ущерба, который мы себе наносим по слабости своей. И если твое сердце полно Божеством, твори изустную молитву, которая предстанет выраженьем духа: она такой всегда должна была являться. И если твое сердце окажется сухим до пустоты, держись тогда немой и умственной молитвы: она даст время сердцу твоему и средство его согреть и преисполнить. Благодаря простым секретам этим, научишься ты вскоре познавать, какие существуют права души у человека. Когда ее давила животворящая десница, чтоб выжать извращенье из нее, она затем опять свободное пространство занимала, благодаря естественной упругости своей. Научишься ты вскоре познавать, какою обладает властью душа над воздухом, над звуком и над светом, и над господством тьмы. Так бодрствуй же, пока не оказался среди погибели сынов. Они не могут ничего, хотя б тебя и убеждали, что обладают некой силой. И как могли б являться друзьями истины они, когда сравнения, которые они нам представляют, всегда фальшивы? На внешних существах не остается никакого отпечатка от деянья истинных существ: вот почему мрак не способен свет постигнуть. Коль хочешь ты свет этот воспринять, не сравнивай его ни с чем тебе известным. Так очищайся же, проси и постигай, и действуй: весь труд поры четыре обнимает. Какой бы человек осмелился туда ступить без очищенья, ведь он не сделает и шага одного, ноги не занеся к ступеням алтаря? Уверенности в силе Божества одной не хватит, необходимо и в своей не сомневаться силе. Господь дал силу с именем тебе, и Он не спрашивает больше, как ты ему послужишь. Не оставляй же целиком труда на попеченье Бога Твоего, ведь Он желал тебе определенную работу. Все Свои блага изливать готов Он на тебя, не прерываясь, прося тебя о том, чтобы за злом следил ты неусыпно, не оказавшись им застигнутым врасплох. Его любовь изгнала зло за стены храма, но не твоя ль неблагодарность заставила его туда вернуться? О, человек, где обрести предназначенье, которое преодолеет твой удел, ведь призван ты являться братом Богу, с Ним сообща трудясь? 9 Кто человеку мудрость даст, дабы уразуметь ему путь слова? Господь вещал в устах своих пророков. Познаете вы истину того, кто прорицает, иль ложный дух, которым он внушаем, коль все предсказанное совершится: поверите тогда вы в подлинность его.
book-ads2
Перейти к странице:
Подписывайся на Telegram канал. Будь вкурсе последних новинок!