Часть 36 из 115 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
198
В статье, анализирующей различные аспекты государственной политики в области прививания против натуральной оспы на примере Германии, автор точно показывает, что именно прививки и ничто другое были великолепным средством для стремительно развивающегося медицинского сообщества в целом и врачей в первую очередь увели чить свои доходы и резко усилить общественное влияние. См. Huercamp С. The History of Smallpox Vaccination in Germany: A First Step in the Medicalization of the General Public. J. Contemp. Hist. Oct. 1985; (20)4:617–635.
199
Коллега Уоллеса, проф. Карло Руата из университета Перуджи (Италия), материалы которого Уоллес использовал в работе над этим памфлетом, написал большую статью «Прививки в Италии», которая была опубликована в «Нью-Йорк медикэл джорнэл» 22 июля 1899 г. В ней он утверждал, что Италия – одна из наиболее вакцинированных стран мира, если вообще не самая вакцинированная, что доказать он брался с помощью математики; в течение 20 лет, с 1865 по 1885 г., количество привитых достигало 98,5 %. Но эпидемия 1887-89 гг. показала, насколько бессмысленна была надежда на прививки. Смертность от оспы намного превзошла таковую «допрививочного» периода. В 1887 г. было 16249, в 1888 г. – 18110 и в 1889 г. – 13413 умерших от оспы. Особенно показателен приводимый Руатой пример сицилийского местечка Виттория, где при населении в 2600 жителей оспа в эту эпидемию стала причиной смерти 2100 из них! Руата писал: «Можете ли вы назвать мне что-либо, что было бы хуже этой эпидемии? Население… было полностью привито; я получил от местных властей декларацию, что все население прививалось два раза в год в течение последних лет… Все прививки делались животной лимфой».
200
В упоминавшейся выше (см. прим. 33) статье ее автор, Дж. Свэйлс, заявляет, ссылаясь на представителя «Ланцета», инспектировавшего «лейстерское чудо» в 1886 г., что прививки контактировавшим с заболевшим оспой были неотъемлемой частью программы. Кроме того, в статье сообщалось, что программа Биггса, имея своей целью борьбу с насилием, карантинными мерами осуществляла еще большее насилие, чем то, что было связано с прививками, – в этом-де было «внутреннее противоречие» лейстерского движения. Эти повторяемые и сегодня жалкие выдумки были опровергнуты еще главным санитарным инспектором Лейстера Ф. Брейли, сообщившим Королевской комиссии, что из 183 человек, направленных в карантин (в госпитали) с 1877 г. (год введения новой системы) по 1886 г., не менее 133 человек не получали никаких прививок, а остальные получили их по собственному желанию. Кроме того, 15–20 человек вообще отказались подчиниться требованию карантина, и никаких мер к ним применено не было.
201
Например, закон вообще не объяснял, что следует понимать под «соображениями совести» и, соответственно, «удовлетворительными доказательствами» их наличия, и чиновники на местах отказывали рабочим семьям в праве на отказ от прививок на том основании, что родители малообразованны и не могут продемонстрировать, что разбираются в теме. В законе не было сказано ясно, кто из родителей имеет право заявлять о желании отказаться от прививок. По умолчанию в те времена считалось, что исключительным правом принимать решения в отношении ребенка обладает только отец (и поэтому именно на отцов налагали взыскания за «пренебрежение здоровьем ребенка», см. прим. 28), в то время как чаще всего противницами прививок были матери, которые намного лучше занятых с утра до вечера на работе отцов могли видеть последствия прививания. См. Durbach N. Class, gender, and the conscientious objection to vaccination: 1898–1907. Journal of British Studies Jan 2002(41); 1:58-83
202
Вакцина, как слово, основанное на латинском vacca – корова, могло обозначать лишь материал так называемой коровьей оспы, но по предложению Пастера, сделанному им в 1881 г., стало универсальным обозначением для всех биопрепаратов такого рода.
203
См. Д-р Nebel. К истории изопатии. Врач-гомеопат, 1901, 9, с. 333–345.
204
Именно с помощью нозода Variolinum гомеопатами были достигнуты наиболее впе чатляющие успехи в профилактике и лечении натуральной оспы, отраженные в гомео патической периодике того времени. Самый полный отчет по использованию Variolinum был представлен в докладе д-ра Чарльза Вудхалла Итона из Де-Мойна (Айова) «Факты о Variolinum» на одной из конференций Американского Института гомеопатии, стено- грамма которой (и последовавшей вслед за тем дискуссии) была опубликована в Transac tions of the American Institute of Homeopathy, 1907, pp. 547–567. Интересно отметить, что гомеопаты выиграли несколько судебных дел в Айове: судами было решено, что даже при законодательной необходимости прививок человек сам вправе выбирать, какую при- вивку – «внутреннюю» гомеопатическим лекарством или «наружную» вакциной – ему сделать, и власти не вправе каким-либо образом ограничивать его в правах на основании выбора неугодного им метода.
205
БразольЛ. Е. Дженнеризм… с. 33.
206
В июльском (1890 г.) номере National Review д-р Чарльз Белл Тейлор опубликовал список ставших только ему известными лиц, погибших от «лечения» Пастера, в то время как покусавшие их собаки оставались здоровыми (а будь они больны бешенством, то погибли бы непременно – такова природа этой болезни).
207
Бразоль Л. Е. Мнимая… с. 49–50.
208
Вот самый последний из известных мне примеров изложения этой истории: «В качестве подопытного был взят мальчик, которого искусала бешеная собака и который умер бы, если бы не вакцина Л. Пастера. Утром 4 июля 1885 года, когда он шел в школу, на него налетела собака, сбила с ног и страшно искусала, нанеся ему 14 тяжелых ран, заливая слюной его лицо и раны. Через 60 часов после нападения собаки мальчику ввели вакцину. Мальчик остался жив. Звали мальчика Иосиф Мейстер. Это был первый случай в истории человечества спасения человека с помощью вакцины, созданной руками человека» (Васильев А. В. и др. От Дженнера до наших дней или технология производства вакцин. М., 2002, с. 5). Поражает фотографически точное, «для оживляжа», описание трагедии, словно авторы книги сами присутствовали на месте происшествия. Кстати, и «который умер бы» не строго соответствует истине. «При покусах заведомо бешеных животных заболевают и погибают от 3 до 50 % людей (в среднем 15 %). Количество это зависит от вирулентности вируса, его дозы, источника заражения. По мере опасности укусов для человека можно расположить животных следующим образом: волк – › кошка – › собака – › крупный рогатый скот» (Лилле Э. Р. Иммунология бешенства и антирабическая вакцинация // Профилактика вирусных инфекций в свете современных достижений имму нологии. М., 1985, с. 27–28).
209
Отношение наиболее непримиримых гомеопатов той эпохи к Пастеру может быть удачно иллюстрировано следующей цитатой из книги Льва Бразоля: «Триумфальное плавание Пастера под флагом «вакцинации» составляет весьма ловкую коммерческую комбинацию. Популярность пастеровских опытов основана на глубокой вере человечества в предохранительное значение «коровьей вакцинации» и невольном заключении, что мнимая успешность этой настоящей вакцинации не стоит особняком в природе, а составляет частное проявление желательного всеобщего закона, ключ от которого, по уверению Пастера, находится у него. Пастеровские вакцинации – это блестящий фейерверк в чисто французском вкусе, представляющий для Пастера очень выгодный гешефт. Получая от правительства ежегодные субсидии, сумма которых превышает уже 500 000 франков, он пишет для себя бойкие рекламы, не выдерживающие натиска фактов и критики проверочных опытов» (Бразоль Л. Е. Дженнеризм… с. 31–32).
210
Подробнее об этом см. Hume E. D. Bechamp or Pasteur? A Lost Chapter in the History of Biology, 1923 и Pearson B. R. Pasteur, Plagiarist, Imposter, 1942, а также Geison G. L. The Private Science of Louis Paster. Princeton, 1995. Книга Б. Пирсона в некоторых главах представляет собой изложение книги Этель Хьюм.
book-ads2